Псковская иконопись
имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых.
Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо.
Псковская школа иконописиПсков был древним городом, центром земли северных кривичей. Как и Новгороду, ему удалось избежать татарского ига, что способствовало сохранению накопленной им культуры и ее расцвету
Духовенство, особенно белое, не было резко обособлено от демократических слоев населения и не обладало самостоятельным политическим весом. В среду духовенства проникали светские настроения, что отразилось хотя бы в содержании и стиле Псковской летописи, в которой налет церковности весьма незначителен. Эта летопись совершенно чужда изысканной книжности, она просторечива и крепко привязана к своему областному языку. Не случайно именно в Пскове зародилась ересь стригольников, которая затем перекинулась на Новгород. Эта ересь привлекала широкие круги ремесленников своим свободомыслием и, несомненно, способствовала менее каноничному и более индивидуальному подходу к традиционным иконографическим типам, получившим в псковских иконах необычайно смелое истолкование.
Лишь на протяжении последней четверти XIV века псковская иконопись достигает полной зрелости. Именно в это время и в первой половине XV века создаются лучшие псковские иконы, отмеченные столь неповторимо индивидуальной печатью, что их невозможно принять за произведения ни одной другой школы.
Св. Николай, съемка лика в ультрафиолетовом спектре.
XV век не дал псковской иконописной школе ничего принципиально нового. Патриархальность жизнеощущения была в Пскове столь велика, что фрескисты и мастера станковой живописи крепко держались за дедовское наследие. Крупные, монументальные иконостасы никогда не получили в Пскове применения, что отчасти объясняется небольшим размером псковских церквей. По-видимому, там преобладали иконостасы с полуфигурными деисусными чинами и праздничным рядом (псковских икон XV века из пророческого ряда пока не обнаружено). В XV веке в псковской станковой живописи наблюдается постепенное успокоение, хотя характерная для нее внутренняя напряженность образов полностью не исчезает. Сохраняются пронзительность взглядов, резкость тяжелых теней, смелая асимметрия композиций, густая красочная гамма с излюбленными псковичами зелеными, вишневыми, оранжево-красными и желтыми тонами. Но уже тщетно было бы искать той страстности и непосредственности выражения, которые так подкупают в иконах последней четверти XIV века.
В конце XV в. произошел знаменательный спор между новгородским архиепископом Геннадием (Псков находился в церковном подчинении Новгороду) и псковскими иконописцами. Этот эпизод столкновения двух мнений ярко характеризует художественную жизнь тех лет. Геннадий осуждал псковских живописцев, не желавших следовать за новгородскими, за «самомыслие». Он хотел видеть в работах псковских мастеров новгородские, а по существу московские, новшества. Придерживаясь промосковского направления, новгородский епископ защищал новое, столичное искусство. Псковичи с Переплавом во главе отвечали смело, ссылаясь на то, что в Пскове соблюдается греческая манера, художники следуют древним образцам.
Псков позже Новгорода лишился самостоятельности. Он был присоединен к Москве только в 1510 году. И, вероятно, именно этим объясняется устойчивость в нем традиций, к которым псковичи всегда относились с особой бережностью.
Особенности псковской иконописи.
Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желто-охряные, хотя встречаются и золотые. Широчайшее применение находит разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий иконопи или ассиста, придающих красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовыми контрастами есть что-то порывистое, драматичное. Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка темной коричневой карнации (санкирь) с резкими высветлениями и с не менее резким бликами. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения.